Essays and Portraits

Маленькое предисловие…

Думаю, что многие мои читатели знают, что в течение нескольких десятков лет моей работы за рубежом, мной написаны портреты выдающихся мастеров спортивной гимнастики. Многие из этих портретов были опубликованы в моей книге, с которой знакомы специалисты и любители спортивной гимнастики. Часть портретов была опубликована страницах Фейсбука и других социальных сетей. Правда, есть еще такие материалы, которые ждут своей публикации и я это сделаю при первой возможности.

Открывая портретную галерею моего сайта, я публикую мой русский комментарий к нашей совместной работе с Британским блогером Elizabeth Booth, опубликованной несколько лет тому назад на ее сайте Rewriting Russian Gymnastics:

В ПОЛЕТЕ С АЛЕКСЕЕМ НЕМОВЫМ … ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ ПО «ИДЕАЛЬНОЙ ДЕСЯТКЕ»

(Комментарий к портрету Олимпийского Чемпиона Алексея Немова) 

Личная информация
Гражданство: СССР Россия
Дата рождения: 28 мая 1976 
Место рождения: посёлок Барашево,
Мордовия, СССР

 

Немов, Алексей.jpg

 

ИНТЕРНЕТ-ПОРТРЕТ ЛЕГЕНДЫ

Глядя на открытую улыбку  и, буквально светящееся радостью, лицо одного из самых титулованных гимнастов России, заслуженного мастера спорта России Алексея Немова, невольно вспоминаются многие лица русских людей, прославлявших Россию  в течение всей ее тысячелетней истории. В годы Великой Отечественной 1941-1945 гг. он мог бы быть русским солдатом Алешей, о котором сложены песни в Болгарии, и которого почитают в этой стране, как Национального героя. А если в его собственные уста вложить песню о русском поле, то это лишь дополнит глубокое содержание песни. Ведь он действительно один из самых ярких колосков необъятного российского поля, бережно выращенного нашими предками. Он часть того поля, которое не только кормит нас, но и радует наш глаз. Взгляните на личную информацию  на странице Алексея Немова в Wikipedia, где в разделе «гражданство» указано две страны: СССР и Россия. Случайно ли это? Уверен, что нет!

Ведь наша жизнь в СССР это часть того пути, который Россия прошла в его составе как лидирующая многонациональная страна. Именно Россия, став  правопреемником Советского Союза, не только сразу же заявила о себе как о мощной державе, с интересами которой сегодня считается весь мир, но и поставила задачу сохранить ее человеческий и духовный потенциал. Одним из самых ярких представителей Спорта высших достижений новой России является легендарный Олимпийский Чемпион Алексей Немов. 

Фото и личные данные Алексея Немова любезно предоставлены  Интернет Энциклопедией (Wikipedia). Полную информацию можно получить, пройдя по ссылке:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2

ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ.  Итак, давайте вернемся к названию первой части моих комментариев, а именно к полетам с Алексеем Немовым. Но для этого, посмотрите на его фотографию еще раз … Кого же, все-таки, больше всего напоминает этот открытый, увлеченный, с небольшой  лукавинкой на лице, молодой русский парень? И кто еще, точно так же, как он, поднимал руку в приветствии зрителям? И кто, наконец, так искренне и открыто улыбался толпам ликующих фанатов, приземлившись, однажды, на Планету Земля из своего самого дальнего (по тем временам) Полета? Ну, конечно же, Юрий Гагарин – великий советский космонавт, осуществивший  первый в истории полет в Космос. Именно Юрий Гагарин открыл, пожалуй, самую яркую страницу в истории освоения космического пространства. О нем написано очень много. Но, лично мне, очень по душе незабываемая песня о Ю. Гагарине: «Знаете, каким он парнем был…» 

Уверен, что не только титулы, завоеванные Алексеем Немовым на мировых помостах, и не его почти «гагаринское» приветствие открытой ладонью, приближают его к Звездному Парню Планеты. И даже  не тот факт, что оба они … просто родились для того, чтобы летать. Правда, летали они по-разному: Юрий Гагарин преодолевал невесомость благодаря полетам на космическом аппарате, а Алексей Немов проделывал то же самое, летая на гимнастических аппаратах. Конечно же, первый полет Человека в Космос это событие не только века, но и тысячелетия. И, наверное, именно поэтому подвиг Юрия Гагарина может восприниматься намного фундаментальнее, чем достижения пусть даже самого титулованного спортсмена России.  Но мы ведь не сравниваем их по их заслугам. Мы говорим об их человеческих качествах и каком-то неуловимом сходстве. По-видимому, это свет и добро, исходящие из их глаз и почти одинаковая улыбка. Именно это ставит двух совершенно разных людей в одну очень популярную в России категорию: ПРОСТО ХОРОШИЕ ПАРНИ! Об Алексее Немове так и хочется сказать словами из песни о Гагарине, но только не в прошлом времени,  как поется в ней о Гагарине, а в самом настоящем времени: «Знаете, какой он парень ЕСТЬ!»

ГИМНАСТИКА НЕМОВА – ДВА В ОДНОМ: МУЖСКАЯ СИЛА И КОШАЧЬЯ МЯГКОСТЬ. О его гимнастике можно говорить очень много. Это и сложность, артистичность, взрывной полет и … мягкое кошачье приземление.  Да, он один из немногих, кто сочетает не только, как говорится, два – в одном, но и три, и четыре, и пять в одном. Ну, а по-кошачьи мягкое  приземление, это как раз то, что дается не каждому. Этим качеством великолепно владела плеяда китайских гимнастов 80-х годов. Одними из самых ярких представителей этого поколения являются Тонг Фей и  Ли Нинг. Лично я всегда восхищался мягкостью их приземлений и отточенностью линий. Но, на мой взгляд, Алексей не только не уступает им в этом, но даже в чем-то и превзошел этих выдающихся мировых мастеров гимнастики. Как вы думаете, легко повысить уровень сложности акробатических трюков, сохранив мягкость приземлений?  Для Алексея Немова, равно как и всех членов сборных команд СССР и России это было совсем не просто. Но сработала правильная методика наработки сложных трюковых соединений, применяемая в работе со сборными командами на протяжении десятков лет: школьное базовое соединение – профилирующее соединение – усложнение ключевых переходных элементов  – усложнений трюковых завершающих элементов. Не удивляйтесь, но лично мне эта методика напоминает процесс приготовления шашлыка, когда на шампур постепенно нанизываются все разновидности заранее замаринованного мяса с добавлением овощей, душистых специй и т.п. Вообще, демонстрация последовательности обучения гимнастическим элементам, так называемые мастер-классы, проводимые профессионалами гимнастики, могли бы  сравниться с популярными американскими телепрограммами «Железный Повар Америки» (“ Iron Chief America”).

К большому сожалению, весь интернет буквально завален весьма слабыми уроками. Хорошие мастер-классы можно увидеть всего на нескольких известных интернет-сайтах  или на порталах независимых блогов. Алексей Немов тоже участвует в таких акциях с целью популяризации спортивной гимнастики.

Прим. автора: Один из таких репортажей можно было  посмотреть на YouTube. Поскольку сегодня такой возможности нет, я ограничиваюсь лишь моими комментариями, но ссылку все же привожу:

http://www.youtube.com/watch?v=s0QML36dtVg&feature=related

В этом небольшом репортаже Алексей Немов не просто делится своими знаниями с молодым поколением, он очень искренне рассказывает о том, как Олимпийские Звезды прибавляли его звезды на армейских погонах. Лично я вижу такое откровение ВПЕРВЫЕ за все мои 45 лет в спортивной гимнастике.  Алексей прав, что Родину можно защищать не только на полях военных сражений, но и на спортивных аренах, где Победы даются далеко не просто! Эти Победы отстаиваются точно так же, как и отстаивается великое прошлое страны, именуемой СССР. Ведь в СССР, к моменту его распада, была создана самая мощная гимнастическая армия всех времен. Она была бы НЕПОБЕДИМА. Но жизнь требовала перемен, и они произошли. И на  плечи Алексея Немова, его личного тренера Евгения Николко, и главного тренера России Леонида Аркаева и на всех спортсменов и тренеров, не покинувших Россию в эти наиболее трудные годы, легла сложная задача не потерять достигнутое. На это понадобились годы, и только сегодня появилась реальная надежда на то, что Россия вернется в число мировых лидеров в спортивной гимнастике. 

Именно, британский блоггер  Элизабет Бут в своем очень точном, и я бы сказал, очень лиричном портрете Алексей Немова  даже в самом названии статьи затрагивает то, что сегодня волнует миллионы россиян. Она называет его последним из советской эпохи и первым из российской плеяды. «Королева Елизавета» (интернет – псевдоним автора портрета) реально ностальгирует по золотой эре красивой гимнастики, в которой ценился не набор сложных элементов, а искусство их исполнения. Она вспоминает о той гимнастике, которая как ей кажется, ушла вместе, с покинувшим помост после Олимпиады-2004 года, неповторимым Алексеем Немовым. 

Но ведь, случай-то на Олимпиаде в Греции был действительно беспрецедентным: после объявления оценки за упражнения на перекладине, зал как Элизабет, неистовствовал в течение целых 9 минут. Это видео просмотрели миллионы зрителей во многих странах мира. Это видео  до сих пор обсуждается специалистами и любителями гимнастики. Интересен тот факт, что автор портрета использует канал “YouTube”, загрузив видео, снятое русским телевидением, с комментариями грамотнейшего гимнастического арбитра из Москвы Валерия Кердемелиди и очень точными комментариями легендарного  гимнаста и Президента ФИЖ Юрия Титова. Прислушайтесь к комментариям «ТИТА» (так его называли его друзья и соратники) станет понятным, почему Элизабет Бут так ностальгирует по прошлому. Дело в том, что уже на протяжении ряда лет она работает над вопросами усовершенствования существующих Международных Правил Соревнований, пытаясь вернуть  артистичности в спортивной гимнастике ее былой вес и значение. 

Не берусь рассматривать данный вопрос в деталях, но считаю, что коль русское название вида спорта «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» переведено на английский язык как «ARTISTIC GYMNASTICS», то ее артистичность,  конечно же, должна занять свое достойное место.

Будучи истинным любителем гимнастических шоу, а в прошлом и продюсером некоторых из них, я попытался сделать оригинальный видеомонтаж по материалам портрета Алексея Немова (все материалы загружены с канала “YouTube”). 

Название видео и его содержание, конечно же, продиктовано  последней фразой «Королевы Елизаветы»:

[…] Алексей Немов: последний из советской эпохи –  первый и лучший из русских. России и миру еще только предстоит найти следующую великую  звезду, способную следовать за той золотой нитью, которую протянул Алексей.[…]

Мне остается лишь добавить, что он действительно протянул золотую нить из того золотого фонда, в который триумфально вошли  россияне: Николай Андрианов, Михаил Воронин, Александр Дитятин, Виктор Клименко, Александр Ткачев, Юрий Королев, Владимир Артемов, Сергей Харьков,  Алексей Воропаев, Дмитрий Билозерчев. Это, конечно же, не полный список тех россиян, кто прославлял советскую и российскую гимнастику. Уверен, что этот фонд будет пополнен новыми именами российских гимнастов, уже сегодня способных завоевывать медали самого высшего Олимпийского Достоинства. 

И примером для них, конечно же, будет и заслуженный мастер спорта России Алексей Немов, очень хороший парень, рожденный в российском поселке Барашево (Мордовия), и Леонид Яковлевич Аркаев, заслуженный тренер СССР, главный тренер, простоявший  на капитанском мостике Российского Корабля гимнастики более 30 лет, а сегодня открывший новый зал в г. Саранске (Мордовия!), и личный тренер Алексея Немова, заслуженный тренер России Евгений Григорьевич Николко.

Так и хочется сказать: «Все начинается и возвращается … в страну Мордовию, где рождаются и  работают настоящие легенды». И уж, если мы начали говорить о легендах гимнастики этого века, то  Виктор Иванович Чукарин, мой учитель, педагог, и выдающийся спортсмен, прошедший во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.   ужасы фашистских концлагерей , выживший после этого ада и прославивший Советский Спорт. это тот Великий “Железный Чука” о котором нельзя забывать НИКОГДА!

Еще один пост  от Владстера и Джимми…

“ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧУКА”: НАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ…

«ЖЕЛЕЗНОМУ ЧУКЕ» – УЧИТЕЛЮ, ПЕДАГОГУ, ГУМАНИСТУ, ТВОРЦУ,

ГЕНИЮ ГИМНАСТИКИ И… САМОМУ ЛУЧШЕМУ ОТЦУ

ВИКТОРУ ИВАНОВИЧУ ЧУКАРИНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ:

Ты как мать стала нам Украина, ну, а Львов стал нам домом вторым

Все такой же ты Львов: статный, дивный и по-прежнему нами любим

Полюбили тебя за трамваи, и за львов, что на страже всегда

Они символом города стали , защитят если грянет беда

Но ведь славен любимый наш город, тем, что Виктор Чукарин здесь жил

Всем нам он  исключительно дорог, в нас свой  труд и любовь он вложил

Это был Человек высшей пробы, как металл закален был в труде

Был примером по жизни наш Чука , приходил к нам на помощь везде

Нас судьба разбросала по свету, разлетелись мы все кто куда

Ну а нашего Виктора «Чуку» мы в сердцах пронесем сквозь года

Нас учил он в родном институте сильным быть, не бояться, не лгать

А Гимнастику нашу спортивную  так любить, как дитя любит мать 

И сейчас  в день его юбилея мы колени свои преклоним

Перед тем, кто учил нас, лелеял и был искренне нами любим…

Вот и старше почти на полвека, и белее  уж волосы стали

Нет дороже для нас Человека, чем наш Чука, что сделан из Стали! 

 

Автор стихов Владимир Заглада (выпускник ЛГИФК образца 1965 года), Атланта, США и все присоединившиеся к нему благодарные выпускники

ВЕЛИКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГИМНАСТИКИ 

ИМЕНИ ВИКТОРА ЧУКАРИНА:

 

Владимир Сафронов и Нелли Сафронова, США

Сергей Петруняк, США

Геннадий Шуб, США

Евгений Вовкив, США

Евгений Русанов, США

Василий Корсун, США

Богдан Урусский, США

Александр Байбаков, США

Валерий Яхщибеков, Канада

Андрей Городецкий, Канада

Валентина Кашкевич,Канада

Павел Дегтев, Канада

Светлана Кордюкова-Дегтева, Канада

Николай Глинский, США

Кто знает, может быть, с моей лёгкой руки, после выхода моей книги с огромным, очень личным разделом о нашем Железном Чуке, о Викторе Ивановиче Чукарин стали вспоминать все чаще.

Дай Бог, чтобы мы и наши потомки свято хранили память о тех, кто несмотря на жизненные трудности, войну, ужасы фашистских концлагерей и послевоенную разруху, выстояли и вывели Советский Спорт на самый высокий Олимпийский Уровень. Огромное спасибо им всем за это…

Еще один портрет от Владстера и Джимми

НЕ ОСКУДЕЛА ВЕЛИКАЯ СТРАНА  НА ТАЛАНТЫ…

Поэтому продолжаю свою портретную галерею портретом Марии Филатовой-Курбатовой, маленького Воробушка из Сибири. Именно так была озаглавлена статья о Марии Филатовой Курбатовой, подготовленная Элизабет Бут и опубликованная на ее уникальном сайте. Я участвовал в работе над этим очерком в качестве соавтора, подготовив и опубликовав свои комментарии на русском языке на сайте IG-TV . Сегодня я ограничиваюсь лишь текстовой частью великолепного портрета звезды советской и российской гимнастики. Фото Маленького Сибирского Воробушка, “сидящего в полном поперечном шпагате”, которого нет в данной копии поста Элизабет Бут, и мой очень актуальный комментарий к этому великолепному портрету, написанный по очень серьезному поводу, смотрите  на странице моего сайта “Звездное Авеню”.

Итак , портрет Марии Филатовой перед вами: читайте и получайте удовольствие от первоклассного портрета, написанного мастером-профессионалом, “Королевой Елизаветой”:

Rewriting Russian Gymnastics

Personal reflections on the beautiful Russians, results and interviews

Friday, 17 February 2012

Maria Filatova: Russian Sparrow Made in the USSR

Maria Filatova – the first ever picture taken of her doing gymnastics!

By kind permission of Maria Filatova Kourbatova

My first memory of Maria Filatova is a little girl with huge, white ribbons in her hair, so tiny she seemed to have to stand on tiptoe to be able to see over the balance beam.  At 4’ 6” tall, she was the smallest competitor at the 1976 Montreal Olympics, yet she was already part of the Soviet senior team, competing alongside such established stars as Ludmilla Tourischeva, Nelli Kim, Elvira Saadi and Olga Korbut.  The ‘Siberian Sparrow’, trained in Leninsk-Kuznetsk by Innokenty Mametyev since a very early age, celebrated her 15th birthday on the 19th July 1976, the day of the team final. That night, she slept with her first – not her last – Olympic gold medal beneath her pillow.

For all her cuteness, Maria Filatova was a fearsome gymnast and competitor.  If the crowd were awed by the pyrotechnics of Romanian technician Nadia Comaneci, they were wooed by the charm and antics of showgirl Filatova.  Her slinky, graceful, yet humorous rendition of a schoolgirl femme fatale almost stole the show during podium training. Her gritty and alluring performances there persuaded the Soviet national coaches to prefer her to Lidia Gorbik during the team competition, and Filatova’s Olympic career had begun.

Remember, in 1976 gymnasts performed to the accompaniment of a single musical instrument – usually a piano.  Maria could not rely on volume or monobeat to give emphasis and expression to her floor routine – it had to come from her movements.  The following video has, sadly, been overdubbed with instrumental music – but you only have to watch Filatova. Mute the sound, and you can still appreciate the musicality that was a feature of all her performances.

Did you see that? As well as performing a routine that may comfortably have been seen in Paris’s Folies Bergeres, Maria Filatova, barely 15 years old, completed a double tuck somersault. She danced her way out of a twinkling double twisting somersault. Hardly the work of a cheeky schoolgirl. Filatova – a Master of Sport – was at the very top of her chosen profession at the age of 15, performing acrobatic skills of unprecedented difficulty. And not just on floor. Throughout her career, Filatova was amongst the first on the Soviet team to introduce new, super difficult elements to her work, at a time when the sport was taking consistent strides forward in technique and power.

 

Maria Filatova’s innovations

Vault Tsukuhara with full twist (1976 USSR Nationals EF)

Uneven Bars From giant circle, cross hands half turn into straddle forward somersault to hang on high bar

Beam Flic-flac layout/two layouts in a row

Beam dismount Flic-flac x 2 (2 feet) – double twist/double back/double pike

Floor Round off-flic flac – double back/double pike/full in back out (the first on the Soviet team)

Source : Maria Filatova Kourbatova

Speak to Maria today, and she will tell you that finding her way onto the Soviet team was her greatest achievement. Look at the names of the gymnasts with whom she competed throughout her career – names like Tourischeva, Kim, Korbut, Davydova. Filatova, a young gymnast from a distant part of Russia, broke the mould when she joined the Soviet team, combining the lyrical tradition of the past with the developing acrobatic trend of the future. She came not from one of the established powerhouses of Soviet gymnastics, but from Siberia, an area with a developing reputation for excellence. Alongside her coach, Innokenty Mametyev, whom she still remembers fondly today and with whom she lived as family from the age of 11, she presented a style of gymnastics that was to set a new standard in World gymnastics.

Maria Filatova did not stand still after her meteoric rise to fame at the 1976 Olympics. During the years that followed she won no fewer than ten gold medals in all around competitions. In 1977 she became Soviet national champion, and in 1978 won the World Cup. Four times she won a gold medal as part of the winning Soviet team at World Championships or the Olympics. Her beam work was consistently amongst the best in the world, and still shines for its balance and smoothness. But it was on floor that Filatova shone brightest. Her transformation from the baby diva of 1976 to the graceful artiste of 1980 was marked by a limpid, emotive performance that still stops me in my tracks each time I see it. It must be one of the most memorable, moving routines ever.

Many people believe that Maria merited all around gold at her final competition, the 1981 World Championships. Having ‘set the table’ for the Soviet team, her qualification scores did not give her the same bonus as her rivals. I prefer, though, to think of Filatova the way she is described in the Russian Gymnastics Hall of Fame : ‘the strongest gymnast of the 1970s’.

Despite all her medals and achievements, the fondest memory Maria Filatova has of her career in gymnastics are the many friends she made across the world, and I am sure that there are even more than Maria might imagine. As part of the Soviet display team that visited so many different places around the world, she was a fantastic ambassador for her country. Maria was one of the first gymnasts I ever saw perform live (at the age of 16, in 1976 at Wembley), and one of the first Russians of my age I ever knew anything about. To many of us in the West, Russians were unblinking, silent old men with large, caterpillar-like eyebrows and black, shapeless great coats. Maria, with her mischievous smiling face and cheeky gestures, was more like one of us. These friendship displays opened my eyes to aspects of Russian culture and to the possibility of friendship with people from a country who might otherwise have remained foreign to me.

There is one other thing I remember in particular about Maria and, rather unusually, it is not directly about her gymnastics. Some time after the 1980 Olympics, Maria wrote (in Russian):

‘If there is divinity in this world, it is work, and the beauty of work.’

This seems quite mysterious to me, something I can barely understand. Yet it says something about Maria, her gymnastics, and the special feeling that she brings to her sport. A special feeling that seems to me to be Russian, through and through.

If Maria is not Russian, they will have to invent a special nationality for her.

 

Maria Filatova – bibliography

Anonymous (1977) ‘Storming the Heights’ 6 April 1977 English translation available at http://www.gymn-forum.net/Articles/SS_77RigaM.html accessed 12.2.2012

Golubev, V (1978) ‘Champion in Pigtails’ Soviet Life April 1978. English translation available at http://www.gymn-forum.net/Articles/SL-Filato.html accessed 12.2.2012

Isbister, J (online) Maria Filatova available at http://www.gymn.ca/gymnasticgreats/wag/filatova.htm accessed 12.2.2012

Moscow News (1976) ‘A Gymnastics Gala in Moscow’ Moscow News, No 15, 1976. English translation available at http://www.gymn-forum.net/Articles/MN-Comp76.html accessed 12.2.2012

Moscow News (1977) ‘Grand Gymnastics Review’ Moscow News, No 15, 1977.

English translation available at http://www.gymn-forum.net/Articles/MN-Comp77.html accessed 12.2.2012

Sovietsky Sport (1979) ‘The Passion of Maria Filatova’ Sovietsky Sport, 6 April 1979. English translation available at http://www.gymn-forum.net/Articles/SS-Riga79W.html accessed 12.2.2012

‘You in gymnastics’(1978) Soviet TV documentary on the Soviet team in training featuring Filatova, Zakharova, Yurchenko, Mukhina, Shaposhnikova and many other stars from the late 1970s. Part 1 Part 2 Part 3

Zaglada, Vladimir (2012) Interview with Maria Filatova. Personal correspondence between the authors, 12.2.2012

With thanks to Debbie Poe and her Gymn Forum resource and to Levlava and the Youtube gymnastics community.

Article written by Elizabeth Booth and Vladimir Zaglada. There is a Russian language version of this article, along with an appreciation and commentary by Vladimir, at I-G.tv.

Queen Elizabeth 

Еще один портрет от Владстера и Джимми

НАТАЛЬЯ ЮРЧЕНКО: ” СИНТЕЗ РИСКА И КРАСОТЫ”

Ниже приведен еще один портрет из серии Советские и Российские Звезды Спортивной Гимнастики, подготовленный почти десять лет тому назад  мной в кооперации с Элизабет Бут для интернет-портала IG-TV. Можно пройти по ссылке на ее блог или прочитать копию, сделанную мной:

http://rewritingrussiangymnastics.blogspot.com/2011/09/natalia-yurchenko-i-gtv-profile.html

I-G.tv has just launched a gallery of Soviet and Russian gymnasts with a profile of Natalia Yurchenko. This is the first in a regular series.  There are some beautiful pictures of Natalia today and in her competitive hey day, a preface by Vladimir Zaglada, and a table detailing most of Natalia’s major competitive achievements.

Vladimir has done a beautifully rendered Russian language translation for I-G.tv.  You can read a Google translation of it in English there if you wish, or view the original below.

Natalia Yurchenko: ‘a synthesis of risk and beauty’

Queen Elizabeth

I will always remember Natalia Yurchenko’s face.  Those brooding, dark eyes somehow expressed a whole rainbow of feeling that I could never put into words.  Yurchenko began her floor exercise that way; eyes cast down, head to one side.  The music animated her gymnastics, at one time emotional but never over-gestured.  Facially impassive and inscrutable, you could read the world in her gymnastics.

World All Around Champion in 1983, Yurchenko combined the lyricism of the 1970s with the adventure of the 1980s.  She personified the values of Risk, Originality, Virtuosity that were embraced by the Code of Points at the peak of her competitive career, but her ultra-difficult routines were performed in an almost painterly fashion.  1968 Olympian Larissa Petrik said it most concisely,

‘Yurchenko is the synthesis between risk and beauty of composition, between

tricks on the apparatus and expressive artistry’ (1984)

Yurchenko’s career spanned three generations of Soviet champions across the 1970s and the 1980s.  Her international career saw her mature alongside greats such as Nelli Kim, Maria Filatova and Elena Mukhina, flower during the early 1980s with Olga Bicherova and Olga Mostepanova, and lead youngsters Elena Shushunova, Oksana Omelianchik and Elena Shevchenko to their eventual triumphs at the 1985 World Championships and, beyond, the 1988 Olympics.   Her first competitive appearances took place at a time when the Soviet Union’s dominance of the sport was threatened by the revolutionary Romanians.  But by the time she retired the 1980s all but belonged to what had become her team.

Yurchenko, born in Norilsk, Siberia, on the 26th January 1965, was trained by Galina Khasanova through the early part of her career, but moved to the Dynamo Sports Society in Rostov-on-Don at the age of 12 to work with the legendary Vladislav Rastorotsky.   Rastorotsky became like family to the uprooted Yurchenko.   His bear-like physique and somewhat fearsome facial expression belied his philosophy of coaching,

People must be treated not only according to the rules, but also according to their soul’ (Tokarev, 1985)

He encouraged his gymnasts to take an active interest in literature and art, accompanying them on visits to art galleries, and welcoming them into his home where they could enjoy his personal library of several thousand books and a warming cup of tea (Shakhin, 1984).

Rastorotsky, formerly coach to Olympic Champions Ludmilla Tourisheva and Natalia Shaposhnikova, taught Yurchenko that

‘Elements must be executed!  They must be drawn like a picture!  You must seek to draw brilliantly, like an artist’ (ibid)

Yurchenko followed her mentor’s advice closely; the silky quality of her movement often gave the impression that she was working in slow motion, and her performances had an emotional depth that went beyond mere entertainment.  She was the epitome of artistry, but is remembered most frequently for her technical innovations: the revolutionary vault which she created with Rastorotsky, as well as her never-to-be repeated, heart-stopping bars combination of Tkachev to Delchev and her Yurchenko loop across the beam.

A quiet gymnast who never sought publicity, Yurchenko is often forgotten in the story of 1980s gymnastics, despite her pervasive influence.  She was a member of the Soviet team for eight years at a time when leading gymnasts often competed for less than four.   The vagaries of world politics meant that Yurchenko never had the chance to compete at an Olympic Games, yet her contribution to gymnastics was truly Olympian.

Married to footballer Igor Sklyarov, Yurchenko has one daughter, Olga.  The family has just (August 2011) returned to Russia where they will pursue a new life after more than ten years living in the USA.

Bibliography and video links

Neue Berliner Illustrierte (1984) ‘The New One’ Neue Berliner Illustrierte 37:1984 accessed at http://www.gymn-forum.net/library.html

Tokarev, S (1985) ‘A Real Coaching Talent’ Soviet Life October 1985 accessed at http://www.gymn-forum.net/library.html

Shakhin, S (1984) ‘Captain’, Smena No 1380, November 1984, accessed at http://smena-online.ru/archive/1984/1380

Soviet television documentary on Natalia Yurchenko, circa 1984, accessed at http://www.youtube.com/watch?v=qKlIRO59YP0 and http://www.youtube.com/watch?v=_ck-7ENw0ok&feature=related

Chubakova, T (1984) ‘All over again’ Documentary on the role of the coach featuring Natalia Yurchenko, Albina Shishova and Vladislav Rastorotsky, accessed at http://www.net-film.ru/ru/film-8948/?sp=ru&s=%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Soviet Sport in 1983: Natasha Again (1983) Newsreel featuring Yurchenko and Rastorotsky, accessed at http://www.net-film.ru/ru/film-14090/?sp=ru&s=%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Posted 8th September 2011 by Queen Elizabeth

Labels: Natalia Yurchenko; I-G TV

 

Еще немного от Владстера и Джимми, но теперь по русски:

НАТАЛЬЯ ЮРЧЕНКО: “СИНТЕЗ РИСКА И КРАСОТЫ”

Предисловие к портрету

Конечно же, писать и готовить видеоматериалы о такой гимнастке, как Наталья Юрченко это, несомненно, удовольствие для любого профессионала: журналиста, фоторепортера и кинодокументалиста. Трудно даже представить, какое огромное количество
документальных очерков, биографических заметок, фильмов и фотографий сделано самыми выдающимися мастерами на тему «НАТАША ЮРЧЕНКО».

Фотографии выше сделаны с перерывом примерно в 25 лет. Одна из них (средняя), принадлежит известной американской фотожурналистке, сотрудничающей с журналом“International Gymnast”, Debbie Poe (© Debbie Poe Copyright 2008). Две другие запечатлели легендарную гимнастку на церемонии награждения и на пресс-конференции Пятого Всероссийского турнира по спортивной гимнастике на призы Олимпийского чемпиона
Евгения Подгорного 2009 года.

Но я знал Наталью Юрченко не только как одного из лидеров сборной команды СССР, но еще и как очень чуткого и отзывчивого человека. Уже находясь в Америке, она еще раз подтвердила эти черты своего характера. На мою просьбу написать несколько слов о нашей совместной работе по подготовке советской делегации гимнастов к участию в Гала-концерте в Амстердаме в программе 9-ой Всемирной Гимнастрады 1991 года, она написала очень теплое и откровенное письмо, которое полностью вошло в мою новую книгу, изданную в США (www.coachzaglada.com). Тогда меня это очень сильно обрадовало.

Участие в моей новой книге, конечно же, не прибавило звезд и наград к коллекции медалей и заслуг заслуженного мастера спорта СССР Натальи Юрченко. Но ведь есть еще и другие заслуги, иногда более важные, чем медали и почести, и за которые большое ей спасибо. Имя этим заслугам – человеческая верность, преданность своему делу и чувство долга. Всего этого Наташе – не занимать! Наташу Юрченко знают, помнят, уважают и любят даже те, кто никогда с ней не встречался. В разговоре с ее друзьями (а их – невероятное множество во всем гимнастическом мире) слышишь о ней только хорошее. И это не удивительно: она всегда пользовалась авторитетом в команде. Известно, что она не особенно раздавала улыбки, но если уж улыбалась, то делала это всегда очень искренне.

О Наташе знают все до мельчайших деталей: знают о ее семье, родителях, тренерах, достижениях, увлечениях. Она ничего не выставляла напоказ, но и не прятала того, что было дано ей, как говорится, от Бога. Мне много раз доводилось слышать: Юрча сказала…, Юрча не советовала…, Юрча делает так или Юрча делает по-другому! Она всегда была и остается примером во всем: в гимнастике, в жизни, в отношении к своему тренеру, к друзьям.

Я пытался найти Наташу в Америке и в России, чтобы сообщить ей о том, что на нашем сайте готовится ее портрет. Зная возможности работающего под псевдонимом «Queen Elizabeth» британского автора, взявшегося за этот портрет, я, конечно же, ожидал, что он будет выполнен профессионально. Но то, что будет создан, в буквальном смысле слова, короткий рассказ-шедевр, повергло меня в полное изумление. Факты из биографии,
свидетельства журналистов, высказывания тренеров, ставшие сегодня
энциклопедическими, а также уникальные сводки результатов всех соревнований, в которых участвовала Наталья Юрченко, все это мастерски размещено всего на нескольких печатных страницах.

Казалось бы, это написал человек из совершенно другой страны, и совершенно другой культуры. Страны – ДА, а вот культуры – НЕТ!
В любой стране есть люди, следующие высоким принципам цивилизации и культуры, и их, поверьте, большинство. Автор статьи о Наташе Юрченко это один из самых ярких представителей той генерации людей, которые знают Россию и ее историю, любят ее и изучают ее достояние, пишут о ней и гордятся этим. Мне очень хотелось бы, чтобы все профессиональные журналисты, пишущие о спорте и, в частности, о спортивной гимнастике, использовали в своих публикациях такие же искренние и мудрые высказывания о героях своих очерков, как это делает удивительный
автор короткого рассказа, «Queen Elizabeth».

rewritingrussiangymnastics.blogspot.com

Приношу искреннюю признательность и благодарность от редакции портала http://i-g.tv автору очерка о Наталье Юрченко, которым мы и открываем серию интернет-портретов на нашем сайте.

Владимир Заглада, Атланта, США

Несколько слов от Владимира Заглады : Ниже приведен полный пост, написанный все той же, “Королевой Елизаветой” и опубликованный на ее сайте. Считаю данный пост одним из лучших  образцов спортивного портрета, вышедшего на бескрайний простор интернета за последние несколько десятков лет, а  именно, в постсоветское время. Да, в то время, когда реальные человеческие ценности и качества, казалось бы, отошли, на второй план, а иногда , могли бы быть незамеченными, в особенности если автором портрета являлся иностранец.  Данная работа, прежде всего,  поражает своей лаконичностью  и уникальным знанием предмета , в котором автор показывает совершенно энциклопедические знания.

Наталья Юрченко: «Слияние риска и красоты»

Я всегда буду помнить лицо Натальи Юрченко. Этот задумчивый взгляд темных глаз, каким-то непостижимым образом излучающих целую радугу ощущений, которые невозможно выразить словами. Начало вольных упражнений: изящный поворот головы, глаза опущены. С первыми звуками музыки начинается движение, эмоциональное, но без
излишней жестикуляции. Спокойное выражение лица с легкой тенью загадочности… и целый мир в ее движении.

Чемпионка мира 1983 года в многоборье, Юрченко чудесным образом смогла вместить в себе лиризм 70-х с здоровым авантюризмом 80-х. Она олицетворяла собой Риск, Оригинальность, Артистизм, которые затем нашли свое отражение в правилах судейства на пике ее карьеры. Ее сверхтрудные программы выполнялись в какой-то непостижимо
живописной манере. Олимпийская чемпионка 1968 года Лариса Петрик выразила это весьма лаконично: Юрченко – это слияние риска и красоты композиции, сочетание ловкости на снаряде и выразительного артистизма (1984)

Карьера Юрченко охватывает 70-e и 80-е годы – время блестящих выступлений трех поколений советских чемпионов. Период ее гимнастической зрелости совпал с эпохой Великих Нелли Ким, Марии Филатовой и Елены Мухиной, расцвет пришелся на начало
80-х годов, когда на помосте блистали две Ольги – Бичерова и Мостепанова. Пришедшая в команду молодежь – Елена Шушунова, Оксана Омельянчик и Елена Шевченко обеспечили триумф советской команды не только на Мировом чемпионате 1985 года, но и на Олимпийских играх в 1988 году. Ее первые выступления на соревнованиях состоялись в то время, когда господству Советского Союза в спорте начали угрожать «революционные» румыны. Однако, вплоть до ухода Натальи Юрченко из большого спорта, практически все 80-е годы ее сборная команда доминировала на международной арене.

Наталья Юрченко родилась 26 января 1965 года в Норильске. Вначале ее тренером была Галина Хасанова, но в возрасте 12 лет, после переезда в Ростов-на-Дону, Наташа стала заниматься в обществе «Динамо» с легендарным тренером Владиславом Растороцким, который стал здесь для нее второй семьей. Его медвежья фигура и несколько пугающее
выражение лица контрастировали с его философией тренерства: “В отношениях с людьми надо руководствоваться не просто определенными правилами, но и движением их души» (Токарев, 1985). Он призывал своих гимнастов проявлять активный интерес к литературе и искусству, посещал вместе с ними художественные галереи, приглашал их к себе домой, где их ждала не только чашка горячего чая, но и несколько тысяч томов его личной библиотеки (Шахин, 1984) . Растороцкий, бывший тренер олимпийских чемпионок Людмилы Турищевой и Натальи Шапошниковой, учил Юрченко:

“Элементы должны исполняться! Их надо писать как картины! Вы должны стремиться писать блестяще, как настоящий художник… “

Юрченко строго следовала советам своего наставника; как бы шелковистая текстура ее движений часто создавала впечатление, что она работает в замедленном режиме, а эмоциональная глубина ее выступлений выходила за рамки обычного зрелища. Она была воплощением артистизма, но чаще всего ее запоминали по техническим новшествам: революционный опорный прыжок, который был плодом ее совместного труда с Растороцким, а также ее способность никогда не повторяться, элементы Ткачева, Делчева в комбинации на брусьях, заставляющие замирать сердце, и ее, Юрченко, петля на бревне.

Тихую гимнастку, которая никогда не ставила во главу угла поиск успеха у публики, Юрченко нечасто упоминают в истории гимнастики 80-х годов, несмотря на оставленный ею глубокий след. Она была членом сборной СССР на протяжении восьми лет в то время, когда ведущие гимнастки часто боролись за то, чтобы продержаться там хотя бы четыре. Капризы мировой политики не дали Юрченко возможности выступить на
Олимпийских играх, но ее вклад в гимнастику был поистине олимпийским.
Наталья замужем за футболистом Игорем Скляровым, имеет дочь Ольгу. Семья только что, в августе 2011 г., вернулась в Россию, где они начинают новую жизнь после более чем десяти лет, проведенных в США.

«Queen Elizabeth».

 

И снова небольшое стихотворение, написанное мной десять лет назад для учебника по физической культуре для для начальных классов российских школ:

«ДРУЗЬЯ, ВПЕРЕД – ГИМНАСТИКА ВАС ЖДЕТ!»

 

Дорогая Танечка! Написав этот небольшой стих для  школьного учебника по гимнастике, я понял что « сколько детям не пиши – все будет мало… для автора». Ну а писать для тебя, мой дорогой профессор гимнастики – это уж самая большая честь и конечно же истинное удовольствие. Строки складываются сами по себе и рифмуется все почти как у С. Маршака. А иногда –   даже лучше!

 

С огромным уважением и любовью к тебе,

«Детский писатель»,  Володя Заглада

 

P.S. Так и хочется озаглавить следующую статью в сети:

«Друзья, вперед – ЛИСИЦКАЯ вас ждет!»

 

Нет счастья большего, чем детям посвящать стихи свои, поэмы иль рассказы

Не думал никогда поэтом стать – умение пришло ко мне не сразу

Лишь старше став, уже в чужой стране, я понял что я нужен нашим детям

И потому, что дороги  Вы мне и потому, что мы –  за вас в ответе

 

России Дети крепкие  нужны , к морозу стойкие и сильные натурой

И первые шаги всегда важны в занятиях физической культурой

Рекорды и победы – впереди и верю я, что  будете Вы силе,

Когда соперники все будут позади и вас поздравит Президент России

 

Уменье быстро бегать или лазать хоть божий дар, но требует  труда

Ведь только в сказках все приходит сразу, как говорится раз и навсегда

Не станет сильным никогда малыш, который пропускает физкультуру

Не любит спорт и думает как лишь поменьше напрягать      мускулатуру

 

К канату привыкать пора, ребята,  и по нему взбираться ввысь и ввысь

Вы – дети малые и силой не богаты, пока на самый верх не поднялись

Вначале пробуйте схватить канат покрепче и подтянитесь вверх на двух руках, 

А чтоб рукам все сделать было легче, не забывайте –  помощь ведь в ногах!

 

Но ведь урок он ведь всегда урок, истории, правописания иль труда

На брусьях параллельных «уголок» получится не сразу – не беда!

Подружитесь с физической культурой, окрепнете и сила к вам прийдет 

Красивы станете и телом и натурой , итак  вперед – гимнастика вас ждет 

 

Vladimir Zaglada, Atlanta, USA, 

January 24h, 2011 

 




One response to “Essays and Portraits”

  1. […] Gym Star’s Avenue Video Memories Essays & Portraits […]

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Newsletter

Enter your email to subscribe to our newsletter.