Offers and Plans (Gymnastics Magazine)

 

“CLEAR HIP CIRCLE” MAGAZINE IS ALWAYS IN MY MIND AS ‘ПЕРЕШМЫГ

Gymnastics Magazine “Free Hip Circle” (“ПЕРЕШМЫГ”) was published during the Centralized Training of the USSR National Teams almost 40 years ago.

It was a great time, which I will never forget! My personal work as a Technical & Methodical Consultant of the USSR National Teams was really appreciated by Head Coaches of the USSR Teams, gymnasts and coaches.

But all gymnasts and coaches were so excited when we decided to issue our weekly Journal called “Clear Hip Circle”.

After the practice in the Gym, we started our creative work : photos, comments in form of jokes, interesting phrases which were belonged to some of the very humorous coaches, unforgettable cases happened during the competitions and regular practices were collected. The drawings and comments were AWESOME!

I am so happy to publish the Portrait of VALENTIN SHUMOVSKY, the really talented Soviet Coach which was my partner created pictures and interesting stories besides our amazing partnership working in the Gym.

 

LET’S TALK ABOUT UNIQUE GYMNASTICS COACH FROM UKRAINE VALENTIN SHUMOVSKY WHICH KNOWN IN GYMNASTICS  AS ”TIN – TINICH”

I am planning to publish an article about my good Friend, Coaching Technology Creator & Partner, Initiator of publishing Illustrated Gymnastics Magazine on Round Lake Centralized USSR National Teams Base, Amazing Ukrainian Coach Valentin Shumovsky. I kindly asking to send any information for this really important for me publication. ‘Tin Tinich” , that is his nickname, really deserved that…

The collection of information already begun. I received from Natalia Karamuska  the photos of her as a former member of USSR National team and her recent photos which I will include in article dedicated to Valentin Shumovsky. I also got her thoughtful answers on my questions which I am considering as an example of very respectful and positive relations between Gymnast and Coach.

July 30, 2020

The Portrait of Valentin  Shumovsky was published.

October 25, 2020

As I already informed my readers  during a creation of the Portrait  of Valentin Shumovsky this article was originally published using a numbers of photos which I received from his best student Natalia Karamushka. It was a very good addition to her own portrait as a very professional choreographer and dance teacher.

But when article was already published in my website, I got information from Natalia Karamushka that in the future she is planning to publish her own work about the Floor Exercise Development. For sure all her own photographs will be very useful in the future for her  work on this great and necessary direction. This is why I decided to use at this time just a photos which I received  from Valentin’s Family and other resources.

Below I am publishing an updated version of the Valentin Shumovsky Portrait wishing Natalia Karamushka GOOD LUCK in her professional Journey in the area of Floor Exercise and Modern Dance !

НАБРОСКИ К ПОРТРЕТУ ТРЕНЕРА

Валентин Шумовский: каким он был, есть и будет ВСЕГДА

Думаю, что многие мои читатели согласятся со мной в том, что на страницах моего сайта много внимания уделено Звёздам спортивной гимнастики. Ведь, по моему красному ковру спортивной и тренерской Славы прошли многие выдающиеся гимнасты и тренеры бывшего СССР, ставшие Легендами Мировой Гимнастики. 

Но были, есть и будут те Труженики гимнастики, о которых не написано очень много хвалебных статей и очерков, но именно, они несколько десятков лет тому назад работали не покладая рук во благо Советской  гимнастики и республик, входящих тогда в СССР. Многие из них известны всем, как истинные первопроходцы в поисках новых методических подходов и технических решений, как инициаторы разработки новых видов спортивного оборудования, методов страховки и помощи, и в целом как реформаторы методики подготовки спортсменов высокого класса.

Одним из тех, кто не очень часто купался в лучах славы и не почивал на её лаврах, даже добившись высоких результатов на международном уровне, был и остаётся  Валентин Валентинович Шумовский, необыкновенный тренер, педагог и учитель от Бога,  первооткрыватель не просто новых элементов, а целых структурных групп движений, мечтатель-философ, библиофил, знающий Бабеля, Зощенко и Ильфа и Петрова наизусть, из уст которого одесские анекдоты и шутки звучали с таким смаком, что удержаться от смеха было просто невозможно. 

Наш Тин Тиныч, так звали его все его ученики и друзья, был очень  необычный в быту человек, от которого можно было ожидать, как говорится, всё: такой, или прославит, или пошлёт, поцелует или просто влепит по морде. 

Так, однажды, на сборах в Сухуми, он, почувствовав хамское отношение к себе и к своим коллегам тренерам сборной СССР, не просто  не промолчал, а неожиданно для всех, одел на голову хама корзину с мусором, несмотря на его регалии и достижения. Это было недавно, это было давно… Но это реально было!

Этот очень интеллигентный человек, внутри себя всегда держал, и до сих пор, держит маленького озорного хулигана, который так и норовит сорваться и побежать. Побежать не от жизненных трудностей, которых было немало на его профессиональном пути, а прямо по направлению к ним! Невзирая ни на что, он бежал туда, где у него получалось лучше и где он чувствовал себя комфортно, а главное, очень НЕЗАВИСИМО! Чтобы ни попало к нему в руки, всегда приобретало законченный вид. И примером этого является тот факт, что он работал со всеми без исключения, независимо от степени их таланта. 

На одной из фотографий ниже, умиротворенное лицо тренера, успокаивающего свою ученицу, и наверняка, убеждающего ее в том, что все получится, но в другой раз! 

Справедливости ради, надо отметить, что Валентин Шумовский , насколько мне известно, никогда в украинских средствах массовой информации не представлялся, как некий монстр, выжимающий из своих воспитанниц последние соки. Он был и остаётся представителем той Тренерской Элиты, цель которой , в первую очередь, вывести своего ученика на самый высокий уровень, а уж потом позаботиться о себе и своей семье.

Цель моего очерка не перечислять достижения Валентина Шумовского, а собрать материал для создания портрета этого уникального специалиста по спортивной гимнастике и спортивной педагогике, вклад которого в советскую и украинскую гимнастику трудно переоценить. 

Создавая такой  портрет на страницах своего сайта, я озвучиваю некоторые собственные мысли относительно ключевых, а иногда и весьма, спорных вопросов, публикуемых на страницах современной прессы, в программах телевидения, на страницах интернета и целого ряда блогов, пишущих о гимнастике. Свои комментарии я публикую в виде небольших текстовых отступлений. Для этой цели я использую не только мой собственный опыт и знание системы Валентина Шумовского, но и привлекаю к работе над моим очерком о нем одну из его лучших гимнасток с удивительной украинской фамилией Карамушка и очень русским именем Наталья. 

Когда я произношу ее имя и фамилию, мне кажется, что я стою у небольшого быстрого ручейка где-нибудь в украинской деревне, в котором яркими красками переливаются маленькие, очень чистые камушки. Именно таким, сверкающим всеми цветами радуги камушком, была и остаётся Наталья Карамушка. Лично мне навсегда запомнились её глаза, полные откровения и вопросов, которые уже тогда маленькая Наташа задавала себе и своему тренеру.

Вероятнее всего, фотография ниже была сделана на сборах молодежной команды СССР, которую возглавляла Лидия Гавриловна Иванова, уникальный провидец тех имён, которые в будущем прославят советскую, российскую гимнастику, равно как и гимнастику всех стран бывшего СССР. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне посчастливилось работать с Наташей Карамушкой и Валентином Шумовским на летних сборах в Сухуми. Тогда мы находили время между двумя тренировками, и вместо дневного отдыха, работали над новыми элементами. Именно, тогда, на одном из сборов в Сухуми, Наташей Карамушкой на уровне сборной молодежной команды Советского Союза был показан оборот в стойку с поворотом на 540°. Это было открытие, новинка, которая сегодня  присутствует в комбинациях на брусьях многих мировых лидеров гимнастики. Но ведь тогда и брусья и жерди были не такие, а главное, пока ещё не было уверенности в том, что это вообще , можно выполнять. Это и было главной целью Валентина Шумовского, убедить всех , что не “Ткачевским” единым или “Гингером” богаты брусья разной высоты

И в дальнейшем, это очень хорошо подтвердили китайские гимнастки, выполняющие помимо сложных перелетов, массу всевозможных вертушек, радующих глаз. А красивые и точные вертушки  Насти Люкиной, в сочетании с перелетом Гингера с прямым телом в ее исполнении, навсегда останутся примером КРАСИВОЙ и ИЗЯЩНОЙ гимнастики для всех будущих поколений.

Работа над очерком заняла достаточно длительный период и поэтому представляю его как процесс, очень знакомый всем, занимающимся гимнастикой. Итак, все начинается с общей разминки…

РАЗМИНКА К ПОРТРЕТУ ТИНЫЧА

Вопросы Валентину Шумовскому

Но, что же было мечтой нашего Тин Тиныча и каково его мнение о постоянном усложнении гимнастики? Об этом я спросил у него, как первооткрывателя некоторых новых элементов и соединений.

Ответ не заставил себя ждать:

[…] Вова! Я не мечтатель, а реалист и всегда мечтал о том, чтобы гимнастику усложняли, но делали это с умом, а не безмозгло! […]

Владимир Заглада: Полностью согласен, поскольку если, сегодня неизвестный “гимнаст” выполняют двойное сальто в группировке с места на песке пляжа, а какой-то “бравый зацепер” делает маховое сальто на крыше трамвая, это не должно стать стимулом для дальнейшего усложнения классической, соревновательной  гимнастики!Гимнастика это спорт, в котором все должно быть взвешено и выверено, прежде, чем новый элемент получит право на жизнь!

Разминку вопросами я продолжил и спросил Тин Тиныча: “Скажи Тиныч, в связи с предыдущим моим вопросом о чрезмерном увеличении трудности современных гимнастических упражнений, виноват ли был Клим  (Михаил Клименко) в трагедии Елены Мухиной, разрешив ей в далёком 1980 году выполнять полуторное сальто с поворотом на 540° в кувырок, элемент известный в мужской гимнастике как Томас Ролл!?  Ведь, сегодня, уже после смерти Михаила Клименко, все чаще появляются резкие замечания, и даже, обвинения в адрес этого выдающегося советского тренера.

Ответ на мой очень сложный вопрос был коротким, и я провожу его без всяких правок и коррективов:

[…] Миша ХОТЕЛ получить результат любой ценой…[…]

Владимир Заглада: Коротко, но очень точно сказано ХОТЕЛ, поскольку Клим был жёстким тренером, и если он задумывал, что-либо,то всегда старался реализовать задуманное. Замечу, уже от себя, что задумать не всегда значит реализовать! И учитывая травму, полученную Леной Мухиной до этого страшного случая,  наверное, надо было остановиться…

Наша разминка вопросами продолжается, но уже с Наташей Карамушкой:

Вопросы Наташе Карамушке

Владимир Заглада : Тин Тиныч –  грубиян или просто играет эту роль долгие годы?

Наталья Карамушка: Много времени прошло с тех пор, как я познакомилась и впервые попала в зал к Валентину Валентиновичу Шумовскому, которого все кто его знал, звали просто Тиныч! Он был, конечно же, не грубиян… просто очень дотошный в работе, требовательный и с очень тонким чувством юмора.

Владимир Заглада: Был ли он для тебя кем-то большим, чем просто твой тренер?

Наталья Карамушка: Конечно да, он был примером человека любящего гимнастику. Своей работой он передал мне эту любовь, стремление добиваться высоких результатов в работе, и конечно, следовать намеченным планам, несмотря ни на что. Он был выдающимся тренером! Тиныч – новатор своего времени! Он двигал советскую гимнастику по пути красоты и сложности, создавал в своей голове новые элементы и придумывал способы для подведения меня к исполнению этих элементов! Своими руками изготавливал вспомогательные приспособления для снарядов, что помогало мне быстрее освоить новые элементы. Примером может служить перешмыг на 360 градусов, а потом и на 540 градусов. Мы никогда не останавливались на достигнутом и старались, всегда усложнить, то,  что уже получалось! 

Владимир Заглада: Что было стимулом для него и тебя в вашей совместной работе?

Наталья Карамушка: Стимулом любой работы служит результат! А он был! Да еще и какой! За два года он подготовил меня так, что я смогла принять участие в крупных  международных соревнованиях! А кто сейчас может похвастаться таким результатом?  Конечно, это было волнительно! Первые медали, первые пьедесталы и конечно упорная работа! А потом сборная Советского Союза, постоянные сборы, заграничные турниры, где я была лицом Великой страны! Помню свои слезы, когда на международных соревнованиях звучал гимн СССР! В эти минуты я всегда чувствовала поддержку своего тренера! Он всегда искренне был рад за Наши с ним Победы! 

Владимир Заглада: Твои первые воспоминания о нем, когда ты впервые пришла к нему в группу?

Наталья Карамушка: Когда мне было 8 лет, я впервые его увидела в зале! С этого момента, я поняла, что для меня началась большая гимнастика! Мне нравилось все! От снаряда к снаряду, я бегала за ним, как хвостик. Тиныч – голова! А его чувство юмора – безгранично! Весь зал, начиная от гимнасток и заканчивая тренерским составом, ждал его появления,  и у всех появлялась улыбка, как только он входил в гимнастический зал.

Владимир Заглада:  Философия Тиныча: выжать как можно больше или дать как можно больше и лучше?

Наталья Карамушка: Я бы выразилась по-другому:  «Философия Тиныча – Планируй и Достигай!»

Владимир Заглада: Достигал ли он результата любой ценой или был терпеливым?

Наталья Карамушка: Он достигал результата индивидуальным подходом и терпением. Он держал меня в своих руках на любом снаряде часами, до тех пор , пока не был уверен, что я смогу! Его девиз –«Работай каждый день!»

Владимир Заглада:  Твои любимые виды и не очень любимые и почему?

Наталья Карамушка: Я любила каждый снаряд! Хотя все хорошо быть не может! Что-то удавалось лучше, но бывали и падения! Но Тиныч всегда, подавал мне руку помощи и подставлял мне свое надежное и крепкое плечо!!! Мой Тиныч – моя опора! Валентин Валентинович Шумовский был и остается новатором  советской гимнастики!

P.S.  От Натальи Карамушки :

[…] Владимир Ефимович, я была очень рада тому, что вы решились написать о моем тренере! Он действительно достоин того,  чтобы о нем писали, хотя зная его чувство юмора, и на это у него бы нашлась шутка! Он не кичился своими заслугами и всегда оставался в тени, поэтому его новаторство не зафиксировано документально. Он работал, а не писал бумажки, чтобы прославиться! Он воплощал свои идеи и двигал прогресс! Поэтому вокруг него всегда были друзья и завистники![…]

А СКОЛЬКО ИХ, ТАКИХ ТРЕНЕРОВ, КАК ШУМОВСКИЙ В УКРАИНЕ!?

Мое личное и очень необходимое отступление :

Сегодня я отправил Наташе ещё ряд вопросов и с надеждой жду получения ответов на них. А вот с Тинычем общаться довольно сложно, поскольку материальные проблемы и отсутствие помощи со стороны федерации гимнастики Украины, местных органов власти, не дают возможности ему оплачивать интернет и самый обычный телефон, не говоря уже, о смартфоне. Неужели, необходимо напоминать руководителям спорта Украины, что Валентин Шумовский это далеко неординарный тренер, реально прославивший Украинскую гимнастику, и внесший свой особый вклад в мировую гимнастику. Такими тренерами нельзя разбрасываться, и пожинать лишь результаты их труда, совершенно забыв их вклад в спорт высших достижений Украины. 

Ему, как я понимаю, необходима даже не материальная помощь, хотя без нее всё как-то не складывается в жизни! О нем надо, наконец-то, вспомнить, а не изолировать этого Великого тренера от Спорта Высших достижений Новой Украины.

Просто добавлю, что его знаний украинского языка,  литературы и искусства, русских и иностранных классиков, а также его жизненного и профессионального  опыта работы в Украине, хватило бы на сотни тех, кто сегодня бьёт себя в грудь, и  говорит, прославляя Нэньку Украину,  на ужасной смеси украинского и русского языков. Это даже не суржик, это просто бред какой-то! 

Мне, как украинцу, не очень приятно слышать, отнюдь , не чистый украинский язык,  присутствующий в выступлениях некоторых современных украинских государственных деятелей, видимо, не прошедших школу классического украинского языка, которую прошли мы с Валентином Валентиновичем Шумовским.

Такие люди, как Валентин Шумовский сегодня крайне необходимы стране, имя которой  Украина! С его достижениями и с ним, лично, независимо от того, как прошли его годы после развала СССР,  надо знакомить молодых тренеров и спортсменов гимнастических школ, ему надо давать возможность не просто снова быть в ГИМНАСТИКЕ, а продолжать творить и учить молодое поколение страны, которая претендует сегодня на то, что быть частью цивилизованной Европы.

Кажется, меня “понесло” как Остапа Бендера, и пора вернуться к разговору о Тин Тиныче, его планах и незаконченных проектах, и о том, что больше всего интересует его сегодня, и что, как он считает, нельзя откладывать на завтра.

СТРАХОВАТЬ ИЛИ  ПРОСТО БЫТЬ РЯДОМ

Разговор о страховке я никогда не начинал с нашим Тинычем, поскольку , независимо от нашей дружбы, он мог и меня очень просто поставить на место. Дело в том, что Валентин принадлежит к разряду тех тренеров, которые никогда не “запустят в полет”, как говорится, сырой материал. Все должно быть отточено и отработано до такой степени, что ошибок просто не должно быть. Насколько мне  известно, его  философия в отношении страховки, была очень строгой и определенной :

Гимнастка: не готова, не пробуй!

Тренер: не умеешь, не страхуй!

Эта философия была положена в основу  методического подхода к страховке, обязывающего обладать 100% знаниями и умениями страховать, а не просто провожать движение взглядом. Этот подход работал очень эффективно, и именно для его реализации в сборную СССР приглашались специалисты по акробатике, батутной подготовке, обучению перелётам на брусьях и опорному прыжку. Это были специалисты, которые не только умели хорошо страховать, но и разбирались в тонкостях техники страхуемых элементов, что повышало эффективность этого очень важного методического средства. Ведь от того кто и как страхует, очень часто зависит жизнь спортсменов. 

Приведу пример из интервью Наташи Карамушки о том, когда Валентин Валентинович выпускал элемент на большой помост:

[…] Он держал меня в своих руках на любом снаряде часами, до тех пор , пока не был уверен, что я смогу![…]

И он держал ее, как мог, до тех пор , пока были силы, пока он мог удержать, чтобы не уронить и не причинить боль. Наш Тиныч, очень редко использовал помощников и работая в окружении,  которое обязывало быть сильным, он хотел пройти все надводные и подводные камни  Большой Гимнастики  сам, без посторонней помощи. Что собственно, он и сделал…

ГЕНИЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ…

Не могу согласиться  с тем, что Великими рождаются! Есть много примеров, подтверждающих факты того, что гениями не рождаются , а они формируются благодаря окружению, в котором они рождены, растут и воспитываются . Никто не знает, стал бы Моцарт великим, если бы не его отец, буквально засадивший его за фортепианные уроки и проигрывание гамм на протяжении всего, не очень веселого детства, Великого Моцарта !?

Так и наш Валентин, зная что жизнь это не  Божий дар, а испытание, посланное нам Господом, давал возможность своим воспитанникам завоёвывать свое место под Солнцем. Он шел с ними своим собственным  путем, пахал не зная, выходных, не скопил денег на дачи, машины, заграничные паспорта и иностранные гражданства, но добился того, что в среде профессионалов гимнастики его гимнасток узнавали по Школе Валентина Шумовского !

Тиныч это профессионал, знающий много и желающий узнать ещё больше, остается таким, каким я знал его по работе в сборной СССР: честным,  умным,  образованным энциклопедически грамотным, вызывающим улыбку при воспоминании о нем и его острых шутках,воспринимающийся  даже, будучи хмельным, не в шутку, а на полном серьёзе…

Почерк Шумовского

Разыскивая материалы о системе  Валентина Шумовского, я получил очень интересную копию статьи о нем и его гимнастках с очень интригующим и точным названием “Почерк Шумовского…”. Прислали мне этот очерк Наталья Карамушка и Светочка Давыдова, с которой мне в течение ряда лет,  посчастливилось в качестве комментатора, вести репортажи с престижных гимнастических соревнований, проводящихся на арене Олимпийского.

В этой связи, позволю себе небольшое отступление, которое может , на первый взгляд, показаться не относящимся к теме, но, поскольку Светочка Давыдова тоже харьковчанка, и знает нашего Тин Тиныча очень хорошо, не могу отказать себе в том, чтобы не вспомнить те ещё наши годы :

[…] Нашим со Светой учителем комментаторских азов был Рэм Тарпищев, голос которого для гимнастов высокого класса  был таким же волнующим и запоминаемым, как и голос Вадима Синявского для футболистов. Он приезжал в Москву на крупнейшие международные соревнования из Ташкента, и мы получали огромное удовольствие от общения с одним из лучших спортивных комментаторов Советского Союза.

На фото ниже Рэм Тарпищев и Светлана Давыдова в работе:

Меня и Светлану Давыдову  (“Гимнастку Светку”, как она называет себя сегодня) привлекали к комментаторской деятельности за знание  гимнастики и умение говорить о ней, не ошибаясь в именах гимнастов и названиях гимнастических элементов, и за способность привлекать внимание зрителей с первых слов приветственной фразы:

“Добрый вечер, дорогие любители гимнастики.  Мы приветствуем вас на открытии международных соревнований на призы газеты “Московские Новости…!”

На фото ниже Владимир Заглада и Светлана Давыдова в работе:

“ОСТАПА” ПОНЕСЛО, ПОРА ВЕРНУТЬСЯ НА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД

Меня понесло, наверное потому, что так давно не вспоминал то, что было 40 лет назад. Время летит, и мне уже  75 лет, но все равно как то не верится, что встречались то мы с Валентином Шумовским последний раз в Китае на Чемпионате Мира в Тяньцзине в 1999 году… Тогда в Китае мы вспоминали наши лучшие годы и конечно же, говорили о нашем журнале “Перешмыг”…

Журнал “Перешмыг” и немного о почерке его первого автора. 

Этот журнал был шуточным по форме, но очень серьезным по содержанию. Валентин Шумовский был автором идей и рисунков, а я писал тексты к его рисункам. Все, с нетерпением, ждали очередной выпуск нашего журнала. К сожалению, все это было, но очень давно…

Наброски к портрету Валентина Шумовского должны стать не только приятным воспоминанием о журнале “Перешмыг”, выходившем на Круглом Озере регулярно, но и об одном из его создателей Валентине Валентиновиче Шумовском и конечно же, посылом к тому, чтобы возродить издание нашего чистого оборота в стойку, ( так переводиться слово Перешмыг на нормальный русский с английского ” Free hip circle” ) на страницах моего веб-сайта.

Его знаменитое ” А, хто цэ там попид забором…” или ” Вдова Рабинович”, не просто шутка, а своеобразный стиль общения нашего Тиныча , который, как бы играя, включал “вкусненькую баечку” в серьезный разговор о гимнастике. 

Не скрою, что  в  “Байки Тиныча”, иногда, проникала не совсем нормативная, которая, очевидно, была некой защитной маской, которую он надевал на себя в самых крайних случаях, и в основном тогда, когда надо было противостоять злым языкам или завистникам. А сколько их было у него, знает только он !?

ДО МЕДАЛИ ОЛИМПИАДЫ В МОСКВЕ 1980 ГОДА БЫЛ ОДИН ШАГ

Итак, как мне кажется, о Почерке Валентина Шумовского сказано достаточно, и наверное пришло время рассказать о его самой талантливой гимнастке Наталье Карамушке. Рассказать о ее почерке и стиле и о том , что она успела сказать и что не досказала в той гимнастике, которой она посвятила всю свою жизнь. 

Травма, полученная на тренировке была очень серьезной, а скамейка запасных в команде сборной СССР была настолько внушительной, что замену Наташе Карамушке,  тогда , конечно же, нашли. 

Очень жаль, ведь оставался всего лишь один шаг до возможной Олимпийской медали и , совершенно очевидно , что то, что произошло с Наташей Карамушкой отразилось не только на её судьбе, но  и на судьбе ее единственного тренера, вложившего в нее свои силы и знания. Кто знает , как бы пошла его жизнь стань она Чемпионкой или хотя бы, призером Олимпиады 1980 года!?

Понятно, что и Наташе и Тинычу просто не повезло! Но, такова спортивная жизнь, и это надо принимать как должное: если это свершилось, значит такова была судьба. Как говорится, жизнь должна продолжаться, несмотря ни на что! 

Тогда для Наташи начались годы длительного восстанавления после травмы, а  у  Валентина Шумовского появился ещё один шанс, который помог ему снова окунуться в работу. И таким шансом стала Аллочка Мысник , или маленькая  “Мыся”, как все мы ее звали в сборной СССР.

“МИНИ МЫСЯ” ИЗ  ГОРОДА ХАРЬКОВА, ПОРАЗИВШАЯ МИР

Трудно поверить, что крохотная Алла Мысник из города Харькова, ранее участвующая в сборах,  как “довесок”, смогла за значительно короткий срок не только войти в основной состав сборной СССР, но и добиться завоевания  медалей самого высокого достоинства. 

Многие не верили в нее , а Валентин Шумовский верил в то, что в каждой своей ученице можно найти ту изюминку, которая однажды станет выигрышной, и выигрышной по самой полной программе! 

Несмотря на свои , сравнительно, небольшие габариты, “Мыся” не выглядела ребенком, и реагировала на все, как вполне сформированный девушка-тинэйджер. Она была управляемой и  четко реагировала на все рекомендации тренеров сборной. Но, конечно же, только Тиныч понимал ее с полувзгляда,  а она реагировала на его указания с полуслова! 

На фото, подаренных мне семьёй Валентина Шумовского, вы видите Аллу Мысник, мастера спорта международного класса, бронзового Призера Чемпионата  Европы 1981 года в многоборье, обладателя Кубка СССР 1981 года в многоборье и призера многих других самых  престижных международных спортивных соревнований.

ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ !?

(Ещё одно, не очень короткое авторское отступление, крайне необходимое для понимания сути ранней специализации):

[…] Так назывался очень жёсткий документальный фильм о проблемах женской ( читай детской) гимнастики, вышедший на большой Советский экран в 1987 году, вызвавший очень серьезный резонанс среди профессионалов Советского спорта Высших достижений. Главное, что в фильме” Вы поедете на Бал!?” был открытый намёк на то, что советские гимнастки, вовлечённые в большой спорт, были напрочь лишены детства, почти не видели своих родителей и не посещали школу. В качестве примера были показаны члены динамовской  спецгруппы, проживающие в 4-х комнатной квартире-общежитии  по ул. Новая Башиловка, играющие маленькими куколками- гимнастками, мечтающие о сказочном бале, который они никогда не видели своими собственными глазами, и занятые лишь двух-трёх разовыми тренировками в день!? Очень важно заметить, что этот фильм вышел на экраны страны в то время, когда сборные СССР по гимнастике были на пике спортивной славы. Им не было равных в мире, что и подтвердили результаты Олимпиады в Сеуле -1988 года. 

Только сегодня я понял, что выход этого фильма тогда был, вероятно, необходим для того, чтобы показать нашу перестройку как единственно возможный путь вхождения СССР с его чисто социалистическим строем и укладом жизни в систему таких взаимоотношений с Западом, при которых не скрывается даже то, что надо было бы держать за семью замками. Гласность, одним словом! Гласность, позволившая тогда в конце 80-х подготовить почву для последующей иммиграции огромного количества советских тренеров за рубеж. Сколько же иностранных групп хлынуло в конце 80-х годов в наш “Динамовский Центр”, и сколько же бесценного добра “намыли” тогда зарубежные старатели, став обладателями сотен учебников, книг, фильмов и видеозаписей по всем направлениям Советского спорта.

По итогам этого фильма, я должен был  провести свое расследование и написать докладную записку руководству “Динамо” о принятых мерах. Моим ответом на этот фильм стала большая   статья под названием  “Маленькие Труженики Большой Гимнастики”, в которой раскрывалась необходимость создания таких спецгрупп в городе Москве. Огромные расстояния, которые родителям и детям приходилось преодолевать при поездках на тренировки, всегда создавали большие трудности для организации полноценного тренировочного  процесса наиболее одаренных детей. Организация их проживания, питания и учебы в специально оборудованной и приближенной к месту тренировок и  к средней школе квартире, с постоянным суточным  дежурством специально отобранного персонала, снимало многие вопросы осуществления продуктивной работы нашей спецгруппы.

Статью не опубликовали, но тему ранней специализации я все же подробно рассмотрел, правда, через 20 лет . ” С Гимнастикой по жизни: Годы, События, Люди”, так назывался русскоязычный вариант моей книги, опубликованный в США в 2010 году.

К ранней специализации и ее плюсах и минусах я обязательно вернусь, посвятив этой теме специальный очерк на русском и английском языках, и разместив его на страницах моего сайта.[…]

Интересно, что я вспомнил о походе на бал совершенно непроизвольно, и только потому, что Наташа на мой вопрос о том, чем она занимается в настоящее время, помимо работы многофункциональным хореографом, назвала бальные танцы, где ее воспитанники добились высоких результатов на международном уровне.

НАТАЛЬЯ КАРАМУШКА О СЕБЕ, ГИМНАСТИКЕ, БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ И ЛЮБВИ К УКРАИНСКИМ ПЕСНЯМ

Модельный и танцевальный бизнес

Дело в том, что помимо того, что Наташа Карамушка работает многопрофильным хореографом и готовит многих гимнасток, включая лидеров Российской женской гимнастики, у нее есть Танцевальная студия, где она готовит профессиональных исполнителей бальных танцев, включая победителей Международных конкурсов. 

Она прислала мне для данного очерка целую серию своих фотографий и фотографий своих воспитанников, которые были опубликованы мной в первом оригинальном его выпуске. Эти фотографии могут пригодиться Наташе для ее последующих публикаций по разным направлениям вольных упражнений, танцевального и модельного бизнеса.

Привожу некоторые выдержки из ее письма, сопровождая их моими вопросами и ответами , а также некоторыми фотографиями, любезно предоставленными мне для подготовки очерка:

[…] Мои ученики Мария Ильченко и Никита Сердюк являются профессиональными танцорами и входили в состав Топ-10 США 2016 года.  Фотомодели с титулом Юная Мисс Европы и  восходящая Красавица Украины – Алена Лесик, носящая титул Мисс Харьков – мои ученицы! Моих учеников  много и они разбросаны по всему миру![…]

Но, давайте, все же, вернёмся к вопросам о системе Валентина Шумовского:

Владимир Заглада: Была ли работа с Валентином Валентиновичем, как говорится из-под палки, или ты всегда с радостью шла в зал?

Наталья Карамушка: Я любила и люблю гимнастику! Работа всегда была радостью, особенно когда все получалось, но были моменты в нашей совместной работе, где Валентин Валентинович настаивал на своем, хотя и за это я сейчас ему благодарна! Да, иногда, я злилась, проявляла свой характер, но, наверное, именно так и делают Чемпионок!

Владимир Заглада:

Как повлиял на тебя тот факт, что  Алла  Мысник,  будучи менее перспективной и не в такой степени, как ты, подававшей надежды, добилась высоких результатов, став призером Чемпионата Европы ? 

Наталья Карамушка:

Думаю, что если и влияло, то совершенно естественно! Мы мало общались с Аллой, поскольку будучи младше меня, ее тренировочный процесс значительно отличался от моего. В зале мы с ней почти не пересекались, так как в те годы  я уже довольно часто выезжала за рубеж в составе молодежной, а потом и основной сборной команды СССР.

Хочу лишь, подчеркнуть, что я  была ПЕРВОЙ воспитанницей Валентина Валентиновича Шумовского, которая стала Чемпионкой СССР и вошла в основной состав  сборной молодежной команды страны, а потом и заняла достойное место в ее основном составе. 

Добавлю, что я становилась победительницей многих крупных престижных  международных турниров, в том числе, Чемпионата Европы среди юниоров,  Кубка Тюнити, где мы с Еленой Наймушеной поделили 2 место. 

Владимир Заглада: Трудно было , после целого ряда очень успешных выступлений осознать, что полученная травма отодвинет спортивную карьеру на задний  план и ты станешь думать о том, как  жить дальше!? 

Наталья Карамушка: Поверьте мне, что медали моей личной коллекции, завоёванные на международных турнирах, по сей день  напоминают мне о разных странах Европы и Азии, в которых мне посчастливилось побывать за период моей хоть и короткой, но очень продуктивной спортивной карьеры. 

Да, к сожалению, при  подготовке к самому важному турниру моей спортивной жизни, а именно к Олимпийским Играм 1980 года в Москве, я получила очень серьезную травму, которая помешала мне бороться за место в Олимпийской команде СССР. Пять лет тяжелого восстановления помогли мне понять: « Как жить дальше?»  и « В чем мое предназначение?».  

Прошли годы,  я работаю с гимнастками многопрофильным  хореографом. Все дети, к которым я прикладываю руку, рано или поздно становятся чемпионами! А такие гимнастки , как Дарья Белоусова, Елена Герасимова и Маша Минаева сейчас входят в состав сборной России и готовятся защищать флаг Российской Федерации на Олимпиаде в Токио в 2021 году. 

Но не только гимнасты являются  моими учениками. В городе Харькове у меня  своя танцевальная студия, которая позволяет мне продолжать мою профессиональную жизнь и в этом, очень интересном для меня направлении.

Владимир Заглада: Наверняка, тебе, Наташа, известна песня ” Горная лаванда…” в исполнении легендарной украинской певицы Софии Ротару. Твое отношение к украинским песням и какие песни тебе особенно дороги?

Наталья Карамушка: Я никогда не забываю о своих украинских корнях! На Украине все поют. Когда мне грустно, пою песню про рушник «Рiдна мати моя». А когда весело пою украинскую народную шуточную песню «Ти ж мене підманула».

Владимир Заглада: Любишь ли ты, Наташа танцевать, просто танцевать и в каком стиле у тебя это получается лучше всего?

Наталья Карамушка: Танец и музыка – моя жизнь! Моя мама в юности  танцевала и пела в народном ансамбле. Спасибо ей, что она  передала мне свою музыкальность, эмоциональность и артистизм!

Владимир Заглада: Влияли ли на работу с Тинычем твои родители, и вообще, вмешивались ли они в твои тренировочные дела?

Наталья Карамушка: Мои родители не вмешивались в тренировочный процесс, до того момента, пока не узнали, что моя травма угрожает моей жизни и я могла пострадать так же, как и моя подруга по команде Елена Мухина! Спасибо им, что дали мне жизнь дважды!  

Владимир Заглада : Кто из сборной СССР твоего созыва был тебе дорог, любим и боготворим?

Наталья Карамушка: Елена Мухина была моей подругой по команде, очень простой и отзывчивой! Она помогала советами, и небольшая разница в возрасте не мешала нашей дружбе! На мой взгляд, она была самая стильная гимнастка в мире, с особенным шармом и высочайшим мастерством!

Владимир Заглада: Уверен, что имя Лидии Гавриловны Ивановой тебе хорошо известно. Поэтому очень важно узнать твоё мнение об этом блистательном профессионале Большой Гимнастики.

Наталья Карамушка: Лидия Гавриловна Иванова не просто выдающийся тренер, организатор Большого Спорта и Олимпийская чемпионка! Она для меня это  эталон женственности и красоты, икона стиля гимнастики СССР и яркий представитель  Советской гимнастики на самом высоком международном уровне ! Я очень дорожу тем, что мы до сих пор продолжаем общаться с этой уникальной женщиной, не раз вселявшей в нас, членов сборной СССР веру в то , что мы самые сильные и самые красивые в мире. Ее слова: «Верь в себя!» – мой девиз!

Владимир Заглада: Любимый и не самый любимый вид многоборья?

Наталья Карамушка: Мне нравился каждый снаряд!  Но самый мой любимый вид многоборья – вольные упражнения! 

Владимир Заглада: Какой ты видишь гимнастику будущего: супер сложной или просто красивой?

Наталья Карамушка: «  МОЕ   ВИДЕНИЕ  СОВРЕМЕННОЙ  ГИМНАСТИКИ И ЕЕ БУДУЩЕЕ!»

[…] Как  бывшая  Советская  гимнастка  и ныне  действующий  хореограф,   воспитанный на  опыте  легендарных  гимнасток, тренеров и  хореографов – Ивановой  Лидии Гавриловны, Астаховой  Полины  Григорьевны, Соколовой Лилии Николаевны, Капитоновой Елены Ивановны, лично я вижу  современную  гимнастику как вид спорта, находящийся в данный момент на  достаточно  высоком  уровне.  Конечно же, надо отметить, что гимнастика за последние несколько десятилетий  претерпела значительные изменения.  Сегодня, это захватывающее   зрелище, насыщенное  невероятно сложной акробатикой   и  другими трюковыми  элементами   на   всех   четырех   снарядах.  

Но  мне,  как  многопрофильному хореографу,  хотелось   коснуться   своего  любимого  вида, а именно вольных  упражнений.

Да,  изменения  коснулись  и  этого сугубо артистичного вида многоборья, где умение владеть своим телом и сочетать танцевальные элементы со сложной.акробатикой одно из самых обязательных требований. Сложнейшая   акробатика, оригинальные   вращения, интересные  прыжки – все  это, конечно же, безумно  интересно.   Но,  на  мой  взгляд,  мировая  гимнастика в  погоне  за сложностью,  утратила  тонкую,  но  заметную  сущность вольных  упражнений. Ведь, вольные упражнения это, прежде  всего, самая  главная  составляющая раскрытия образа гимнастки. И если гимнастки не  могут  до  конца  раскрыть образ,  который диктует музыкальное сопровождение,  и отсутствуют    красивые, эстетичные  перемещения  по  ковру, то утрачивается  чистота  линий,  исчезает  пластика  рук,  корпуса  и  в конце концов, эмоциональность и презентабельность сводятся к нулю. Ну, разве же это не печальный факт, требующий немедленного пересмотра требований к вольным упражнениям с позиций увеличения их артистичности и духовной насыщенности!?

Наши   тренеры  и    хореографы   всегда требовали  от нас строгого следования правильной  хореографической технике. Нечеткое выполнение основных  позиций  ног, рук,  корпуса,  не говоря уже об искажении стилистики музыкальных  пауз и тактов,  всегда влекло за собой сотни и сотни повторений этого традиционного танцевального арсенала женских вольных упражнений. От нас наши учителя требовали   эмоциональной передачи  того  образа,  который  был изначально заложен в музыкальном материале.   

Я  и все  мои  подруги,  по  сборной  СССР,  конечно,  выполняли все эти требования  и  оттачивали свое  мастерство  во  время  длительных, изнуряющих, но очень полезных для всех нас тренировок.  Именно это давало   нам   всем ощущение уверенности и веры в то, что мы самые лучшие в мире! Это  и  была  та неповторимая  советская хореографическая школа, которую я прошла в полном объеме.

Мы   дарили  нашим  зрителям   и  поклонникам   наше   искусство   перевоплощения. И конечно же, я как и все другие советские гимнастки,  получала  огромное  удовольствие  от  самих  выступлений в вольных упражнениях.  Трудно передать словами то  незабываемое  чувство восторга, когда звучит  последний  аккорд  твоих  вольных  упражнений, и на всех мировых спортивных аренах ты  слышишь аплодисменты  зрителей,  как выражение их искренней благодарности за искусство гимнастики, подаренное им. 

Уверена , что все истинные любители спортивной гимнастики с нетерпением и надеждой ждут того момента, когда Советская  Хореографическая  школа снова займет лидирующее положение  на  мировых гимнастических помостах!

В   данный   момент  я  стараюсь   сохранить   советскую школу хореографии, и  передать  свое   мастерство  новому  поколению  гимнасток! […]

Этими словами заканчивается та часть очерка, которая посвящена одной из самых талантливых учениц Валентина Шумовского, Наталье Карамушке. 

Ну, а после такого  откровения Натальи Карамушки , я с огромным удовольствием посвящаю ей мое маленькое стихотворение с благодарностью за искренность и сердечность нашего разговора:

” Дай Бог тебе, Красавица Наташа любви, удачи, счастья и добра,ты и сегодня гордость наша, сверкаешь, как из серебра!

Тебя учил твой тренер с детства красивой быть и побеждать, храни советское наследство, и я желаю: “Так держать!”

СПЕШИТЬ НЕ ПОСПЕШАЯ, ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕГНУТЬ ПАЛКУ, И НУЖНА ЛИ ВООБЩЕ ПАЛКА

Это фото было главным в статье о Валентине Шумовском, опубликованной в харьковской газете с названием “Почерк Шумовского”. 

К сожалению, у меня нет оригинала и даже полной копии этого материала, но , как я уже писал, два источника прислали мне именно эту фотографию. Уверен, что тогда о нем писали в самом возвышенном стиле, как о тренере-реформаторе, удивительном педагоге и новаторе спортивной гимнастики. Что о нем говорят в сегодняшней Украине, помнят ли его !?  А может быть, просто стараются  не вспоминать о нем,  ссылаясь на то, что он сам отошел от дел и как говорится, замкнулся!? 

Напрашивается  один вопрос, а пробовал ли кто-либо выяснить причины того, почему тренер замкнулся и не выходит на гимнастический помост в течение длительного времени!? И главное, почему никто не протянул ему руку помощи в самое трудное для него время !? Но ведь, именно, невнимание к нему и к его нынешнему жизненному статусу, и могло быть следствием нежелания продолжать работу!?

Зная , что он не просто замкнулся, а остался наедине со своей любимой гимнастикой, буквально, несколько дней назад, я общался с Тинычем по телефону и, услышав его голос и знаменитое : ” Говорите, Шумовский на проводе…”, у меня на сердце отлегло. Значит успею, значит жив “Курилка”, значит не все ещё потеряно в озвучивании достижений тех, кто после распада СССР потерял поддержку , а главное, надежду на то, что все может и должно быть хорошо. 

Совершенно очевидно, что когда распиливают не просто ресурсы страны, а узурпирует власть и все механизмы управления государством, судьба спортивных тренеров, пусть даже самого высокого ранга, отходит на самый последний план. Расхожее мнение в связи с этим гласит:  “Вернёмся, когда все поделим, и может быть, когда-нибудь спортом займёмся !?”

Поэтому, учитывая совершенно изменившуюся жизненную ситуацию, произошедшую с Валентином Шумовском, я пытаюсь найти как можно больше информации о нем и его системе тренировки, а собрав по крупицам этот материал, постараюсь опубликовать его ” Рукописные Тетради”. Да, самые обычные школьные тетрадки, содержание которых трудно переоценить!

КАК МОЛОДЫ ВЫ БЫЛИ, ВАЛЕНТИН ВАЛЕНТИНОВИЧ!?

Наш Тиныч в стойке на кольцах

Наш Тиныч в рядах Советской Армии

Наш Тиныч – ТРЕНЕР по спортивной Гимнастике

Мне не понадобится больше ни одной фотографии моего друга и соратника по гимнастике для того, чтобы закончить это эссе об уникальном тренере из города Харькова, Валентине Валентиновиче Шумовском. 

Все, что мне надо сегодня это узнать его мнение о том, куда идёт современная гимнастика и как остановить скорый поезд, несущийся с огромной скоростью все повышающейся сложности гимнастических упражнений!?

Конечно же, наши последующие с ним дискуссии будут и о его новациях, которые , к сожалению, не реализовались в течение многих десятков лет. Все это будет размещено на страницах журнала “Перешмыг”.

“Рукописи Тин Тиныча” таким будет название его страницы в журнале “Перешмыг”. А пока, хочу озвучить самое короткое интервью, которое я когда-либо записывал. Думаю, что эти несколько вопросов и ответов на них ещё раз покажут скромность и честность этого высокого профессионала гимнастики. 

На мой вопрос о месте Аллы Мысник в его тренерской карьере, ответ был очень искренний и короткий:

Я как тренер не подготовил ее акробатику и вольные упражнения…” 

Конечно же, о проблемах подготовки  “Мини Мыси”, и о том сколько труда было вложено в то, чтобы сделать ее классной гимнасткой знает только он.

На следующий вопрос, была ли Наталья  Карамушка его Звездой или Несостоявшейся Надеждой, я отвечаю за него, осознавая, что делаю очень ответственный шаг:

” Да, Наташа всегда была его Звёздной Надеждой, и такой  осталась в его памяти навсегда… ” 

Уверен, что Валентин почитав мой ответ, обладая особым чувством юмора, добавил бы, с присущей ему ухмылкой, что-нибудь, вроде :

” Не говорите мне о звёздах. Думаю, что просто фортуна повернулась ко мне … боком, если не сказать больше!” 

Далее был поразительно точный ответ на мой вопрос о том, может ли тренер забыть о семье ради результата?

” Моя семья помогала мне добиваться результатов…” 

Все очень коротко и не требует никаких комментариев!

Следующим был вопрос о ранней специализации и о том, сколько детей должно быть в спецгруппе:

” В группе ранней специализации должно быть не менее 5 детей…”

Завершалось мое короткое интервью вопросом, помнит ли он меня и как он оценивает меня по его простой, и только ему известной  шкале : так себе, полное г… или супер:

Тин Тиныч: ” Большой ( Толстый) и просто SUPER!” 

Спасибо Тиныч за искренность и сердечность твоих ответов. Я даже почувствовал, как ты, ответив на мои вопросы, ухмыляешься и слегка причмокиваешь! Это значит, что шутка у тебя получилась, и твое лицо при этом освещается улыбкой: значит, достал!

ЧТО-ТО, ВРОДЕ ЭПИЛОГА

Очевидно, сугубо личный портрет тренера Валентина Шумовского пока не совсем получился. Ведь, рассказывая о тренере, обойтись без упоминания его лучших воспитанников и их достижений просто невозможно! Они это дело его рук, результат его творческих решений. Они это его победы и поражения, его удачи и досадные ошибки. Его гимнастки это незримые  члены его семьи, хоть и не сидящие с ним за одним столом, но всегда живущие в его сознании. 

Искренне благодарен Наталье Карамушке за материалы, подготовленные по моей просьбе и фотографии, которые несомненно украсили мой очерк о Валентине Шумовском. Но как я уже говорил Наташе, в результате работы над статьей о ее тренере, совершенно естественно, получился очерк, написанный в двух дополняющих друг друга  направлениях: о Мудром Тренере-новаторе и о ней, Наталье Карамушке, его Звёздной Мечте и Надежде!

Правда, Наташа Карамушка сама заявила о себе, показывая высокие результаты как многопрофильный хореограф и постановщик классных вольных упражнений. А вот озвучить систему Валентина Шумовского крайне необходимо, и я сделаю все от меня зависящее.

Владимир Заглада, друг и соратник Валентина Шумовского, по его оценке специалист просто SUPER…, а по жизни просто Вова

 

 

 

 




Newsletter

Enter your email to subscribe to our newsletter.